XBox и XBox 360 - прошлое и настоящее
Ремонт фрибут прошивка чиповка XBOX 360 XBOX One Playstation 1,2,3,4 PSP Nintendo Wii в Перми » Статьи » Microsoft XBOX » XBox и XBox 360 - прошлое и настоящее

XBox и XBox 360 - прошлое и настоящее


Небольшое введение

Производители рынка домашних развлечений давно осознали, насколько востребована и интересна игровая консоль на нем. Игровые приставки существуют уже более тридцати лет. За это время развитие игровых систем прошло множество качественных скачков. Ряд крупных производителей не смогли выдержать конкуренции и ушли с рынка. Два крупнейших игрока в лице Nintendo и Sony по-прежнему поддерживают виртуальный мир электронных развлечений на должном уровне.
С середины девяностых годов компания Sony со своей игровой приставкой PlayStation фактически монополизировала рынок консольных приставок и игр. На протяжении многих лет PlayStation являлась безусловным лидером в этой отрасли рынка. Но долго продолжаться так не могло...

Xbox или первая пошла

В 2001 году на свет появилась первая игровая приставка от Microsoft с интригующим названием Xbox. Её аппаратная начинка была весьма схожа с обычными компьютерами и намного мощнее любой из приставок тех времен. Microsoft предложила пользователям новый уровень восприятия игр, особенно в плане качества графики.
alt
Аппаратная часть Xbox, а также общая схема работы приставки была близка к обычным компьютерным системам. Корпорация Microsoft имеет огромные наработки в создании программного обеспечения для ПК, поэтому Xbox вобрал в себя все самое лучшее из стана ПК. Microsoft даже разработала для приставки свою операционную систему, названную Dashboard (в переводе на русский «Панель управления» ).

alt
Процессор и материнская плата для первой приставки были заказаны у компании Intel. Материнская плата была выполнена по четырехслойной технологии, что уменьшило ее физический размер и несколько сократило перегрев платы. В Xbox использовался мощный на тот промежуток времени процессор Pentium III с частотой 733 МГц. Процессор впаивался прямо в материнскую плату, что исключало возможность его замены, но значительно удешевляло процесс создания игровой системы.

В качестве оперативной памяти применялась высокоскоростная память стандарта DDR SDRAM, работавшая на частоте 200 МГц по 128-битной шине (пропускная способность 6,4 Гб/с). Хотя памяти и было всего 64 Мб, но по меркам 2001 года играм этого хватало с лихвой.

Для работы с графикой и аудио в Xbox применялся чипсет nForce от компании NVIDIA, базировавшийся на ядре NV25 (уровень GeForse 3 TI 500) с поддержкой геометрических преобразований, сглаживанием, вершинными и пиксельными шейдерами и многими другими инновациями, присущими исключительно компьютерным системам.

Кроме вышеуказанных инноваций, Xbox стала первой в мире приставкой, которая комплектовалась жестким диском на 8 Гб, который можно было без проблем вытащить и сменить на новый и более вместительный жесткий диск (впоследствии вышедшие 20, 60, 80 и 100 Гб). Эта была революционная идея, позволившая рассматривать приставку в ракурсе мультимедиа-центра.

Кроме жесткого диска, приставка также могла работать с картами памяти и имела DVD-привод для чтения как игровых дисков, так и дисков с различным аудио- и видеоконтентом. С коммуникационными портами у консоли также все было в порядке. Имелись четыре USB-порта для одновременного подключения четырех проводных джойстиков, сетевой разъем RJ-45 под кабель Ethernet и специальный разъем под аудио-, видеокабель.
В целом на 2001 год комплектация приставки была очень мощной, и не все компьютерные системы могли состязаться с Xbox в мощи и скорости, не говоря уже о настольных игровых системах того времени.

Немного из истории XBox

Любая приставка всегда подвергалась «нападению» людей, стремящихся взломать программную защиту консоли. Все производители игровых систем в свое время пострадали от этой напасти. В этом плане Xbox не стала исключением. Менее чем через год приставка также была взломана, и появилась возможность запускать пиратские игры на консоли. Естественно, это было только начало, и со временем в Сети стали появляться сторонние программы, которые позволяли запускать на Xbox различный видео- и аудиоконтент (изначально не поддерживаемый консолью), а также другие программы, утилиты, русификаторы меню Xbox и даже операционную систему Linux. Конечно, Microsoft рвалась и металась, борясь с пиратами как могла в основном постоянными обновлениями дашборда.
В связи с отсутствием опыта у Microsoft в сфере игровых систем (да и по вышеуказанной причине) в разные промежутки времени было выпущено 6 ревизий Xbox. Для производства приставки в разное время были задействованы четыре страны: Мексика, Венгрия, Китай и Тайвань. К слову, самая последняя ревизия консоли полностью «закрыла» возможность взлома приставки на программном уровне, поскольку для BIOS консоли использовалась микросхема без возможности ее прошивки.

XBox 360 или вторая пошла

Время шло, первая версия консоли устаревала и начала серьезно уступать компьютерным системам. Стан конкурентов (Sony и Nintendo) тоже зашевелился. Со стратегической стратегической точки зрения было просто необходимо выпустить новую консоль раньше, чем конкуренты. Естественно, Microsoft с 2002 года не почивала на лаврах, а вела разработки следующей версии игровой системы. В 2005 году под самое Рождество на рынке появляется вторая приставка под названием Xbox 360
alt
Приставка Xbox 360 логически продолжила первую консоль. Уровень графики, предложенный тогда, был поистине уникален и недосягаем для большинства компьютерных систем до 2007 года. Конечно, это было связано не только с начикой, но и с оптимизацией игр конкретно под приставку. Но в любом случае, в то время игровой компьютер в такой комплектации стоил в минимум 2-а дороже, чем Xbox 360 (сейчас кстати разница естественно существенно сократилась, и компьютер стоимостью в 16-17 т.р. дает существенно лучшую графику,не говоря уже о других возможностях).

Технические характеристики XBox 360


Сердцем консоли служит трехъядерный 64-битный процессор IBM Power, названным Xenon, разработка которого длилась два с лишним года у IBM. Крен Microsoft от Intel в сторону IBM интересен, но не для кого не секрет старинное сотрудничество Microsoft и IBM. Первоначально процессор был выполнен по 90-нм технологии (сейчас используется 65 нм), имея на своем борту 165 миллионов транзисторов. Он имеет три многозадачных симметричных ядра с частотой 3,2 ГГц каждое и шиной с пропускной способностью в 21,6 Гбайт/с. В процессоре дополнительно реализовали поддержку особых команд (VMX) для улучшенного использование его же собственных ресурсов.

alt

CPU IBM Xenon


alt

GPU ATI Xenos


Для реализации графической составляющей Xbox 360 корпорация Microsoft выбрала чип от компании ATI. В этом тоже не было ничего удивительного. Компания ATI наилучшим образом зарекомендовала себя на рынке ПК, да и её опыт в чипе ATI Flipper, использованном в Nindendo GameCube, также поспособствовал выбору.

Графический процессор для приставки Xbox 360 впервые использовал технологию Unified Shader Architecture (унифицированная шейдерная архитектура), которая сейчас используется повсеместно во всех графических картах на ПК. Принцип работы технологии заключается в динамическом распределении нагрузки графического конвейера, что позволяет не только полностью загружать все блоки чипа при работе с графикой, улучшая картинку, но и добиться более высокой общей производительности чипа. Процессор содержит 48 универсальных шейдерных процессов и работает на частоте в 500 МГц. Данный чип в принципе до сих показывает очень приятную картинку в современных играх, но по сравнению со своим главным соперником в лице графических карт на ПК он сильно сдал позиции в период 2008 - начало 2009 года.

Теперь расскажу немного о памяти. В Xbox 360 встроено 512 M6 оперативной памяти GDDR3 RAM, работающей на частоте в 700 Мгц. Это память может динамически распределяться между CPU и GPU. Консоль имеет возможность подключать жесткие диски (20, 60, 120, 250 Гб), а также работать с специализированными картами памяти (256, 512 Мб) для хранения или переноса игровых сохранений и профиля игрока.

С коммуникациями дела также обстоят очень неплохо. К приставке можно подключить одновременно до четырех беспроводных геймпадов. Присутствуют три порта USB 2.0 и два слота для карт памяти. Встроен порт Ethernet для подключения к сетевым устройствам, имеется возможность в подключении беспроводного адаптера USB Wi-Fi (802.11a, 802.11b и 802.11g) с последующим подключением к Wi-Fi-споту или точке доступа. В качестве
В плане мультимедиа-возможностей приставка может работать с дисками DVD-ROM, DVD-R/RW, DVD+R/RW, CD-DA, CD-ROM, CD-R, CD-RW. Реализована полная поддержка игр и видео в формате HD 1080i/p. Имеется поддержка всех основных форматов - AVI (обновление для поддержки качается из Live), MP4, WMV, WMA, MP3, JPEG, BMP. Консоль может проигрывать файлы с портативных музыкальных устройств, цифровых камер, и даже с ПК. Консоль позволяет скопировать музыку с компакт-диска на жесткий диск Xbox 360, но только с аудио-диска (AudioCD) и только в формате WMA. К приставке можно подключить камеру для организации видеоконференций и гарнитуру для голосового чата.
По этим техническим выкладкам даже на данный момент компьютерная система стоимостью в цену Xbox 360 (11 тысяч рублей за комплект Xbox 360 Arcade) не в силах соревноваться с XBox как игровая система. Но сравнения в этом секторе рынка не совсем уместны, но все же уровень мощности Xbox 360 в проекции составляет игровой компьютер стоимостью около 16-17 т.р. без учета монитора.

Zethyr, Falcone и Jasper

Как в случае Xbox в силу ряда многих технических причин XBox 360 тоже потребовалась аппаратная переделка в виде обновленных ревизий. С первоначальным вариантом (Zethyr) дела обстояли совсем не важно - помните мои слова о стратегической важности как можно более раннего выпуска. Microsoft с этим делом перестаралась так, что у большинства консоль проработала менее года. Также в 2006 году срочно потребовалось вводить поддержку HD. Софтово (обновлением дашборда) с этим проблем не возникло, но требовалась и аппаратная поддержка в лице HDMI-разьема. В связи с вышеуказанными причинами в августе 2007 года в продажу поступила обновленная ревизия XBox - Falcone. Помимо внедрения поддержки HDMI, была переработана большая часть материнской платы консоли, улучшена система охлаждения, а также CPU консоли перевели на новый техпроцесс в 65 нм. Все это позволило существенно снизить отказ консолей из-за перегрева.

Фактически, Microsoft выпустила уже очень неплохую консоль, но она не стала останавливаться на достигнутом, и в осенью 2009 года еще раз перевыпустила приставку. Эту ревизию назвали Jasper. Из наиболее важных нововедений отмечают поддержку HDMI версии 1.3 и перевод GPU консоли на 65 нм. техпроцесс, что еще более сократило нагрев приставки, а следовательно увеличило её надежность.